Хайп — штука непредсказуемая и чреватая. Самая престижная кинопремия Америки «Оскар» в 2021-м, и два года назад — это не одно и то же. Смена поколений, доминирование стриминговых сервисов над традиционной киноиндустрией, скандал имени Харви Вайнштейна, отказ ряда знаменитостей вести церемонию, рост популярности движений МееToo и BLM заставили киноакадемию адаптироваться к новым реалиям, превратив помпезный в своей архаичности церемониал в свору приспособленцев.

Безусловно, закрытие кинотеатров, перенос премьер и сокращение киноконтента как следствие пандемии существенно обесценило последнюю церемонию, в этот раз списки номинантов составляли по принципу «я его слепила из того что было». Выиграть в таких условиях могли только действительно заслуженные люди с железобетонной репутацией, такие как Энтони Хопкинс и Фрэнсис МакДорманд — собственно, они и выиграли.

Что до остальных, то здесь есть сомнения. Именно по этой причине «Оскар» баскетболистов Кевина Дюранта и Майка Конли, получивших награду в числе десяти других продюсеров короткометражки «Two Distant Strangers», не эквивалентен Оскару Коби Брайанта за лучшую анимационную короткометражку.

«Dear Basketball» Коби — это чисто его продукт, авторское высказывание, воплощенное в изящной и емкой форме. Образ Брайанта, его стихотворение, звучащее на протяжении 5 минут 22 секунд и служащее эпитафией окончания его профессиональной карьеры, по своему содержанию выглядит куда более полноформатным и исчерпывающим образцом жанра, чем 30-минутный «Two Distant Strangers», который вроде как обращается к вечным ценностям, но в действительности сделан на злобу дня и даже злобу на конкретных представителей общества и системы.

Главный персонаж — дизайнер Картер Джеймс, неуклюже воплощенный рэпером, попадает во временную петлю, которую на его шее раз за разом затягивает офицер Мерк. Тот, как не сложно догадаться, сочетает в себе все карикатурные черты своего архетипа — белый коп, короткостриженный, хамоватый, естественно, расист. Чтобы назвать иначе, кроме как тривиальной, эту социальную пародию на «День сурка», необходимо самому застрять во временной петле и прибывать там в поисках синонима гораздо дольше, чем главный герой.

Наиболее явный недостаток тяжеловесного для просмотра 30-минутного эпоса даже не в его вторичности, а в безысходности пафоса, который отрезал сценаристам дорогу к отступлению и не оставил им никакого иного выбора, кроме открытого финала. В новостных сюжетах, с которых во многом списана эта короткометражка, хотя бы говорят — и в заключении о погоде, тут просто ставят бодренькую музыку, с которой Тупак в свое время нарезал сэмпл для незабвенного хита «Changes», хотя справедливее было бы поставить мелодию, сопровождающую эту картинку.

Наличие премии «Оскар» среди индивидуальных наград Дюранта и Конли, наверное, как-то упрочит их статус людей широких взглядов, но совершенно точно не станет свидетельством наличия у них творческих амбиций и желания самовыражения. Финансово поспособствовать съемкам и продвижению злободневной агитки — не эквивалентно четкой артикуляции своей гражданской позиции посредством искусства и культуры.

По этой причине воспринимать достижение двух звезд НБА как новую веху в их карьере проблематично, ведь при наличии средств и платформы для столь вожделенного ими высказывания самого высказывания так и не произошло. И даже факт получения фильмом премии не в силах этого изменить, хотя бы потому, что сам «Оскар» настолько видоизменился, что его статус, критерии выбора фильмов и приоритеты уже давно не являются мерилом качественного кино.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.