31 января было объявлено о покупке Лоуренсом Строллом части акций компании «Астон Мартин». Британский автопроизводитель, в данный момент пока еще являющийся титульным спонсором «Ред Булла», по окончании сезона-2020 прекратит сотрудничество с «быками» и преобразуется в отдельный коллектив на базе «Рэйсинг Пойнт». Вспоминаем долгий автоспортивный путь «Астон Мартин» — от зарождения идеи и победы в Ле-Мане до наших дней.

Путь к первому успеху

Само название компании происходит из любви к гонкам — ее сооснователь Лионель Мартин успешно выступил в соревнованиях по подъему на холм близ деревни Астон Клинтон. Первым соревнованием за рубежом для новоиспеченной марки стал Гран-при Франции, и выступление там дало толчок к развитию будущей успешной гоночной программы. С 1931-го «Астон Мартин» предпринимал попытки участия в марафоне «24 часа Ле-Мана», и к 1933-му в их активе уже были первые три места в классе 1,5 литра.

Вкус настоящего успеха в компании почувствовали лишь 26 лет спустя, и этим они обязаны предпринимателю Дэвиду Брауну. В 1947 году он увидел объявление в газете о продаже «Астон Мартин» — покупка спасла компанию, а заодно поспособствовала появлению ставших впоследствии культовыми моделей DB. Новому владельцу импонировала идея о спортивном господстве (которое как раз помогало бы продавать автомобили), поэтому его машины с конвейера практически сразу выходили прямо на трек.

Провал в «Формуле-1» и триумф в «24 часах Ле-Мана». Гоночная история «Астон Мартин»

Фото: © Darrell Ingham / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Первые модели — DB1 и DB2 — хорошо выступали в своем классе, но бороться за победу в общем зачете не могли. Тогда Браун решил, что нужно строить спорткары специально для гонок, и первым удачным опытом стал DB3S, дебютировавший в «24 часах Ле-Мана» в 1952-м. Экипаж на этой модели три года подряд, начиная с 1955-го, выигрывал суточный марафон в своем классе.

Настоящим прорывом стал DBR1 — новая модель позволила навязать борьбу до этого более сильным соперникам в лице «Ягуара» и «Феррари». Первая крупная победа аж с четырехминутным преимуществом над командой Энцо произошла на марафоне «1000 километров Нюрбургринга» в 1957-м. Дальнейшим шагом должен был снова стать Ле-Ман, и вопрос о приоритетах следующей зимой встал очень остро. Бюджет не мог покрывать две автоспортивные программы: либо компания концентрируется на погоне за «Феррари» в чемпионате мира среди спортивных автомобилей, либо принимает вызов и выставляет машину в «Формуле-1». В 1958-м в «Астон Мартин» выбрали первый вариант, но успех в этом предприятии к ним не пришел.

Смесь кульминационного прорыва и разочаровывающего провала

На «формульный» DBR4 возлагались большие надежды: разработчик машины Джон Виер считал, что она сможет побить «Мазератти», на которой сезоном ранее Хуан Мануэль Фанхио выиграл свой пятый титул. Из-за отложенного на год старта в 1959-м созданная «Астон Мартин» модель для «Ф-1» была уже довольно устаревшей, поэтому конкурировать с соперниками толком не выходило. Проблемы с мотором приводили к сходам и пропускам этапов. Лучшим результатом того сезона стали шестые места на Гран-при Португалии и Великобритании, однако разочарование было очевидным. Следующий год был не лучше — череда неудач убедила компанию с головой вернуться в то поле, где они проявляли себя лучше всего, — к спорткарам.

Провал в «Формуле-1» и триумф в «24 часах Ле-Мана». Гоночная история «Астон Мартин»

Фото: © Christopher Lee / Stringer / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Подобное решение было оправданным, ибо в этой категории в 1959-м у «Астон Мартин» все складывалось куда удачнее. Успешная ранее DBR1 позволила Кэрроллу Шэлби и Рою Сальвадоре выиграть марафон «24 часа Ле-Мана» в общем зачете, а Стирлингу Моссу сделать команду победителем мирового чемпионата среди спортивных автомобилей — в первый и единственный раз для производителя. Следующие годы подобными успехами не отличались, и после 1989-го, в том числе и из-за финансовых проблем, в «Астон Мартин» решили сосредоточиться на создании городских автомобилей и уйти из спорта на 15 лет.

Новая эра

В 2005-м успешный «дорожник» DB9, разработанный совместно с командой и конструктором «Продрайв», преобразовали в спорткар DBR9, что вернуло «Астон Мартин» на мировую гоночную арену. Успех не заставил себя ждать, и опытная команда в лице Стефана Ортелли, Дэвида Брэбэма и Даррена Тернера взяла первое место в «12 часах Себринга» в классе GT1. В 2006-м производитель спустя более чем 40 лет вернулся на «Нюрбургринг», а также дебютировал в «24 часах Бахрейна» — без пьедесталов, но с опытом.

2007-й стал поистине триумфальным — команде «Астон Мартин» удалось повторить успех 48-летней давности и выиграть марафон «24 часа Ле-Мана» в своем классе. Годом позже производитель вновь доказал свою силу и победил на французской трассе «Сартэ».

Провал в «Формуле-1» и триумф в «24 часах Ле-Мана». Гоночная история «Астон Мартин»

Фото: © Ker Robertson / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

В 2009-м «Астон Мартин» вернулся в «Ле-Ман» с абсолютно новым решением — прототипом DBR1-2 для LMP1. Четвертое место в общем зачете и чемпионский титул в серии Ле-Ман были довольно неплохим результатом для дебюта в новом классе (со времен группы С). Эта модель продолжила свое выступление вплоть до 2011 года — дальше в компании решили сосредоточиться на GT.

Правильный вектор и новый триумф

В 2012 и 2013 годах «Астон Мартин» стал вторым в чемпионате по гонкам на выносливость с новым Vantage GTE. В 2014-м состоялось возвращение в Ле-Ман — триумфальная победа с преимуществом в два круга в классе GTE AM. Тремя годами позже схватка за первое место с «Корветтом» длилась вплоть до последних минут, когда пилоту Vantage Джонатану Адаму удалось обогнать соперника перед стартовой прямой на предпоследнем круге. Тогда же производитель наконец стал чемпионом WEC.

Провал в «Формуле-1» и триумф в «24 часах Ле-Мана». Гоночная история «Астон Мартин»

Фото: © Darrell Ingham / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

2018-й в чемпионате мира по гонкам на выносливость принес победу в «6 часах Шанхая», а 2019-й — в марафоне «6 часов Спа». Есть у британцев успехи и на родной земле — например, два года подряд (в 2018-м и 2019-м) «Астон Мартин» становился чемпионом в классе GT3 в британском чемпионате GT.

Что ждет команду в «Формуле-1» в 2021 году?

Уже сейчас в «Рэйсинг Пойнт» говорят о том, что команда преодолела непростой период, связанный с банкротством, сменой владельца и переименованием, и готова бороться за звание «лучшей из остальных» в 2020 году. Вопрос о том, удастся ли ей это сделать уже в предстоящем сезоне, остается открытым, однако в 2021-м на это есть все шансы. Команда еще со времен «Форс Индии» известна тем, что умеет давать результат при весьма и весьма скромных по меркам «Ф-1» затратах и логично предположить, что внедрение потолка бюджетов сыграет коллективу лишь на руку. Помочь конюшне может и наличие в рядах такого гонщика, как Серхио Перес, чей навык работы с резиной будет незаменимым при переходе на 18-дюймовые колеса. Однако рассчитывать на мгновенный успех «Астон Мартин» вряд ли сможет. Будем честны, при всей легендарности этой марки, ее приход в «большие призы», по сути, является лишь оберткой, какой ранее стала для «Заубера» «Альфа Ромео».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.