В 2019 году Николай Грязин и Ярослав Федоров стали первым российским экипажем в чемпионате мира по ралли в классе WRC2. В их послужном списке есть победы на различных этапах и титул в европейской серии. О том, как пережить самоизоляцию, почему в ралли практически нет пилотов из России и в чем различия между частной и заводской командой — в интервью Sportbox.ru.

— Как начиналась ваша раллийная карьера?

Грязин: Моя карьера началась, когда отец предложил попробовать поехать на тесты на раллийном автомобиле. После чего я понял, что мне это нравится, и моим первым боевым автомобилем стал Peugeot R2.

Федоров: Если говорить лично обо мне, то в 2005 году после долгого перерыва на Урал вернулся этап Кубка России по ралли, и мы с товарищем решили попробовать проехать гонку на ВАЗ-2108. Именно тогда я впервые сел в штурманское кресло.

Если же говорить о начале совместной карьеры с Николаем, то впервые мы познакомились на асфальтовых тестах в Италии, а первый раллийный старт был в 2015 году на ралли Алуксне. Мы начали выступать в Прибалтике, потому что там действует «детская» гоночная лицензия, которая позволяет юным спортсменам управлять спортивным автомобилем на скоростном спецучастке с 14 лет — при условии, что основной маршрут гонки по дорогам общего пользования за рулем едет штурман с действующим водительским удостоверением.

— Как вы познакомились? Тяжело ли было сработаться или сразу нашли общий язык?

Грязин: Ярослав — хороший специалист, и характер у него хороший. Поэтому он сразу стал читать «под меня», и по общению нам комфортно, хотя и есть разница в возрасте (Ярослав старше Николая на 15 лет — прим. ред.).

Федоров: Это одна из вещей, которой я не перестаю удивляться. У нас обоих очень сложные характеры, но при этом мы сразу нашли общий язык, и завязалось интересное общение. В итоге в экипаже очень комфортные условия, а это важно, учитывая, сколько времени мы проводим вместе. Конечно, далеко не последнюю роль играет юмор — тут мы тоже на одной волне.

«Желание перейти в WRC есть, но не для того, чтобы просто покататься». Интервью с главной российской надеждой в ралли

Николай Грязин и Ярослав Федоров / Фото: ©Gryazin.ru

— Какие еще задачи выполняют члены экипажа кроме непосредственно пилотирования и чтения стенограммы?

Грязин: Лично я, кроме езды, анализирую настройки, стараюсь понять, что на что влияет. Для пилота важно не только быстро ехать, но и очень хорошо анализировать.

Федоров: Мы очень много времени уделяем предварительной подготовке и анализу, смотрим «онборды». Я частично занимаюсь координацией экипажа и контролирую медийную составляющую. На подготовку стенограммы тоже уходит значительное количество времени.

— Вы — единственный российский экипаж в WRC2. Чувствуете ли повышенное внимание к своим персонам, тяжелее ли с медийной точки зрения? Помогает ли статус заводского экипажа в поисках спонсора?

Николай: Внимание чувствуется. Теперь люди ожидают от нас чуда, так как мы выступаем за заводскую команду. С медиа стало труднее, надо следить за словами и согласовывать посты. А вот разницы в спонсорах пока не чувствуем. С нами те же постоянные партнеры, которые поддерживали нас в прошлые годы.

Федоров: Мы очень рады, что у российских болельщиков после длительного перерыва появился «свой» экипаж в WRC, поэтому стараемся радовать их своими результатами. По сравнению с прошлым годом, когда мы выступали в частной команде, мне кажется, что медийная часть у нас чуть «просела». Раньше в своих интервью и впечатлениях после каждого спецучастка мы старались быть открытыми и интересными, но статус заводского экипажа накладывает ряд ограничений на то, что и когда говорить. Болельщики от этого потеряли, но таковы правила игры, которым мы должны соответствовать и надеемся, что наши поклонники это понимают.

«Желание перейти в WRC есть, но не для того, чтобы просто покататься». Интервью с главной российской надеждой в ралли

Николай Грязин / Фото: © Gryazin.ru

— Почему в топовых раллийных сериях практически нет российских пилотов?

Грязин: Думаю, из-за малой популярности этого вида спорта. Надеюсь, мы сможем вернуть интерес россиян к ралли и в будущем увидеть больше русских пилотов.

Федоров: Я бы назвал две основных причины — отсутствие бюджета и уровень подготовки. Заниматься автоспортом, тем более на уровне чемпионата мира, весьма дорого, и без крупных спонсоров такой бюджет сформировать не получится. А российским компаниям не интересно вкладывать деньги в автоспорт — у нас в стране он не очень популярен и не освещается в том объеме, при котором реклама в нем была бы выгодной. К слову, Российская автомобильная федерация тоже не считает нужным поддерживать российских раллистов, хотя федерации других стран обеспечивают талантливым пилотам хорошие программы. Ну, и конкуренция — в топовых раллийных сериях выступают лучшие пилоты, с которыми весьма сложно соперничать. Соответственно, даже при наличии бюджета «рента-драйвер», выбирая между финишем за пределами десятки в чемпионате мира или практически гарантированным пьедесталом в России, скорее всего, выберет второй вариант. В общем, замкнутый круг.

— В этом году вы впервые выступаете за заводскую команду чемпионата мира. Как вам удалось так быстро попасть в Hyundai Motorsport после одного сезона в WRC2? Когда поняли, что на вас обратили внимание?

Грязин: Нам очень повезло. В первый же год в WRC мы показали стабильность и смогли даже выиграть этап в Финляндии, а также занять второе место на Корсике. Думаю, это главные события, благодаря которым мы попали в команду.

Федоров: Во многом это связано с тем, что в чемпионате мира скоро должна произойти смена поколений, и, конечно, заводские команды пристально следят за молодыми и перспективными пилотами. В прошлом году мы дебютировали в WRC и провели очень хороший сезон, по ходу которого демонстрировали быструю и надежную езду. А победа в Финляндии вообще стала небольшой сенсацией. В конце года у нас было несколько предложений от разных команд, и мы отдали предпочтение Hyundai.

— Насколько велика разница между частной и заводской командой?

Федоров: Основное отличие в том, что за несколько лет выступлений частная команда SRT стала для нас практически семьей, в которой мы были любимым ребенком. По сути, вся команда работала на нас. Теперь же мы один из двух заводских экипажей, и никакой эксклюзивности у нас нет. Нужно заново выстраивать отношения с коллективом и принимать новые правила игры. При этом технические и инженерные возможности заводской команды, конечно, выше.

«Желание перейти в WRC есть, но не для того, чтобы просто покататься». Интервью с главной российской надеждой в ралли

Фото: © Gryazin.ru

— Как складываются ваши отношения с руководителем команды Hyundai Андреа Адамо?

Грязин: Хорошо. Адамо — непростая личность, но если его не расстраивать, то он самый любвеобильный человек.

Федоров: В Hyundai очень много интересных людей, объединенных одной целью, и мы с удовольствием со всеми взаимодействуем. Новые знакомства — это всегда здорово. Адамо — очень эмоциональный и интересный человек. Да, иногда он бывает резким, но, наверное, таким и должен быть руководитель чемпионской команды.

— Общаетесь ли вы с партнерами по команде и с гонщиками из старшего класса WRC? Дают ли они вам какие-то советы?

Грязин: Да, мы часто общаемся с Оттом Тянаком и Дани Сордо. Мы списываемся по телефону, если есть интересная информация. С Сордо у нас даже были совместные тренировки, где мы гоняли вместе.

Федоров: Стараемся общаться со всеми — информация лишней не бывает. Конечно, разные пилоты дают разную обратную связь в плане открытости, но нам приятно, что мы всегда можем рассчитывать на совет и поддержку «взрослых ребят», например, Отта или Дани. Со своим партнером по команде Вейбю тоже общаемся без проблем — он пока готов делиться опытом, обсуждать телеметрию и т. д. Возможно, это изменится, когда мы стабильно будем быстрее него.

— Ведет ли команда работу над обновлением Hyundai i20 R5, на котором вы выступаете? Принимаете ли вы участие в этом процессе?

Грязин: Работа должна вестись, и мы тоже будем участвовать в этом процессе. Но из-за вируса на данный момент нет информации.

Федоров: Изначально была информация, что команда хочет выпустить новый автомобиль категории R5 в 2021 году, но, конечно, в связи с нынешней ситуацией сроки сдвинутся. Мы постоянно даем обратную связь по автомобилю, какие вещи хотелось бы улучшить и т. д.

«Желание перейти в WRC есть, но не для того, чтобы просто покататься». Интервью с главной российской надеждой в ралли

Фото: © Gryazin.ru

— Есть ли желание, а главное возможность попасть в основной класс WRC? Какие цели и задачи нужно для этого поставить и выполнить?

Грязин: Желание большое. Но это совсем другой бюджет и уровень. Надо добиться хорошего успеха в младшем классе, после чего переходить на мировую технику. Если не будет опыта и должного уровня, только потратишь деньги.

Федоров: Желание и потенциальная возможность есть. К слову, это был один из аргументов в пользу Hyundai. Но при этом «просто прокатиться» нам не очень интересно — этому должен предшествовать большой объем работы на автомобиле категории R5. Пока мы не можем сказать, что переросли его. К тому же, это хорошая возможность познакомиться со всеми этапами чемпионата и набраться опыта с меньшими финансовыми потерями.

— Можно заметить, что чемпионат заметно «молодеет». Стремительно начал карьеру Калле Рованпера, который в свои 19 уже выступает в заводской команде Toyota и успел попасть в топ-3 на этапах WRC. Свою программу выступлений в чемпионате получил и Оливер Сольберг. Означает ли это, что в скором будущем пойдет тенденция на более молодых гонщиков в довольно «возрастном» первенстве?

Грязин: Так и будет. Молодежь проще обучается. Чем раньше начал гонять, тем проще будет достичь максимума.

Федоров: Да, это абсолютно естественный процесс. Причем, Калле, как и Оливера, готовили к чемпионату с самого детства. Оба являются сыновьями звезд мирового ралли, а это значительно упрощает процесс становления молодых пилотов — как в плане опыта, так и в плане финансовой поддержки и поиска спонсоров. В нашем случае ситуация немного иная.

— У всех случаются неудачи. Каким образом вам удается находить мотивацию выступать дальше после сложных моментов? Есть какой-то универсальный способ для возвращения себя в «боевое» состояние?

Грязин: Тут каждому свое. У кого-то шило в одном месте, и его не остановить. Кому-то надо к психологу. Кто-то вообще не обращает внимания на неудачи. Думаю, самое важное — опираться на поддержку близких, и не слушать людей извне, которые не видят ситуацию изнутри.

Федоров: Для нашего экипажа такой проблемы нет. Любая неудача — лишь повод для анализа. Если понять, почему так произошло, то в следующий раз мы уже не повторим ошибки. К тому же, мы прекрасно знаем, что нет взлетов без падений, и чтобы понять, где находится грань, приходится через нее переступать.

«Желание перейти в WRC есть, но не для того, чтобы просто покататься». Интервью с главной российской надеждой в ралли

Фото: © Gryzin.ru

— Можете вспомнить какой-нибудь яркий, смешной или эмоциональный эпизод, случившийся с вами на раллийных этапах?

Грязин: Вот как раз вспоминали недавно. В прошлом году перед гонкой был парад по Риму. Организаторы попросили выезжать аккуратно, так как они положили камеру на пол. Ее надо было пустить между колесами и не сломать. Но к тому моменту, когда подъехали мы, камера уже была разбита вдребезги.

Федоров: Из смешных — мне очень нравится история с тестов, которые проходили в какой-то маленькой итальянской деревне. Мы шли на обед и что-то эмоционально обсуждали. И тут из окна над нами очень искренне по-русски прозвучало: «Мальчики, вы не представляете, как приятно слышать русский мат». А самым эмоциональным, конечно, был момент победного финиша в Финляндии. Когда мы осознали, что с первой попытки выиграли этот сложнейший и культовый этап чемпионата мира.

— Самое сложное сейчас — с пользой провести время на самоизоляции. Как проходит ваш карантин, трудно ли было быстро перейти на новый режим жизни?

Грязин: Трудно, как и всем. Но если придумать себе занятие — книги, видео, кино, симуляторы, спорт и курсы — то жить можно. Хотя общения иногда не хватает.

Федоров: Нужно во всем искать плюсы. Конечно, непривычно столько времени сидеть дома, но для меня это отличная возможность провести время с семьей. С плотным гоночным графиком я практически не вижу своего маленького сына, а сейчас мы все время проводим вместе. К тому же, можно заняться вещами, на которые никогда не хватало времени — например, чтением книг.

«Желание перейти в WRC есть, но не для того, чтобы просто покататься». Интервью с главной российской надеждой в ралли

Николай Грязин / Фото: © Gryazin.ru

— Как обстоят дела с тренировками?

Грязин: Никак. Только симулятор помогает.

Федоров: Использую это время для того, чтобы больше заниматься физической подготовкой и записывать новые выпуски моего раллийного подкаста.

— Многие пилоты из различных чемпионатов в настоящее время активно принимают участие в виртуальных гонках. Есть ли у вас какой-то раллийный симулятор?

Грязин: Я играю и в раллийный сим, и в кольцевой. Когда ралли надоедает, то подключаюсь к кольцевым гонкам. Там хотя бы есть ощущение, что ты не одинок.

Федоров: Знаю, что Колян активно гоняет, но у меня дома нет даже игрового руля. Но тренировки типа «просто сидеть справа» сейчас проходят с завидной регулярностью.

«Желание перейти в WRC есть, но не для того, чтобы просто покататься». Интервью с главной российской надеждой в ралли

Фото: © Gryazin.ru

— Когда, по вашему мнению, завершится пауза в чемпионате мира? Есть ли какой-то ориентир, после которого можно будет говорить хотя бы о тестах или тренировочных гонках?

Грязин: Надеюсь, в августе начнется какое-то движение. Проблема в том, что нельзя нормально подготовиться к заездам. На первой гонке всем будет трудно, но это ралли. Нам не привыкать ехать «в первый раз».

Федоров: Сейчас идут разговоры про август, но это зависит от слишком многих факторов. В том числе от того, когда и какие страны откроют границы. Но уже сейчас очевидно, что затянувшаяся пауза внесет значительные изменения в чемпионат. Трудно будет в оставшееся время провести все отложенные этапы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.